Восточное Дегунино
. Когда-то в северной части Москвы, на пути к Дмитрову, рядом с рекой Лихоборкой было построено сельцо Дегунино. Севернее его возникла деревня Хользуево (Фуниково). Восточнее, на ручье, стекавшем в Лихоборку, появилась деревня Бескудниково. Много позже – к середине ХVIII в. на левом берегу Лихоборки посторили деревню Верхние Лихоборы Здесь и находится сегодня московский район Восточное Дегунино. В Духовной грамоте Ивана Калиты в 1336 году, где он жалует село княгине Ульяне с малыми детьми является первое упоминание о
Восточном Дегунино. Во время Куликовской битвы, окончившейся славной победой русского воинства уже существовала вотчина св. князя Дмитрия Донского , которая называлась Дегунино. Княгиня Евдокия, в память о блестящей победе повелела построить в 1393 г. в Кремле церковь в честь Рождества Пречистой Богородицы. Долгие годы эта церковь была домовой церковью московских великих княгинь и цариц (до нашего времени здание не сохранилось). Позже (по некоторым данным с 1585 г.)
Восточное Дегунино со всеми угодьями и крестьянами стало вотчиной этой церкви. Со временем и земли соседнего Бескудникова отошли той же церкви Божьей Матери. В начале ХVII века - во время похода Лжедмитрия II на Москву сгорела деревянная церковь Бориса и Глеба в Дегунино. В документах упоминается, что в 1704 г. здесь были «двор вотчинников, двор скотной, людей в них шесть человек, пять дворов крестьянских, людей в них двадцать семь человек…». В 1770 г. в Дегунине (тогда оно не делилось на восточное и западное) числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах (где сегодня парк "Северные дубки") 20 дворов и 137 жителей. Отмена крепостного права 1860 году принесла радикальные изменения на земли Дегунино. Богородский купец первой гильдии В.А.Прорехов основал на дегунинских землях к западу от деревни Верхние Лихоборы первый здесь кирпичный завод. Прорехов построил здесь новую каменную церковь.
Восточное Дегунино в годы СССР.
В 1900 г. при прокладке Савеловской железной дороги в двух верстах от деревни Бескудниково была устроена одноименная станция, которая служила перевалочной для перевода грузов на Ярославскую железную дорогу. Это строительство стало ключевым в формировании района. Рядом со станцией появился кирпичный. После застоя во время революции и гражданской войны к 1926 году он свою деятельность как кирпичный завод № 1 Московского управления промышленности и торговли. Станция «Бескудниково» была связана веткой с Северной железной дорогой. В помощь ей строится станция Дегунино. Это усилило значение Бескудниково как узла транспортных коммуникаций, что стимулировало концентрацию здесь промышленных предприятий, появление рабочих мест. Складывается рабочий поселок Бескудниково, население которого в предвоенные годы более восьми тысяч человек, а в 1959 г. – шестнадцать тысяч человек. В 1960 г. было принято решение о расширении границ Москвы до новой окружной автомобильной дороги. Так территория будущего нашего района вошла в состав столичной земли. По линии Савеловской железной дороги прошла граница административно-территориального деления. Она разделила поселок Бескудниково: его западная часть вошла в состав Тимирязевского района и была включена в поселок Вагоноремонт. Здесь у станций «Бескудниково» и «Лианозово», формировалась сегодняшняя промышленная зона. В 1964 году началось строительство микрорайона Дегунино-Бескудниково. Деревня Бескудинково оказалась в центре новой застройки. Через нее пролегли улицы Дубнинская и Бескудниковский бульвар (1966-1967), застроенные 5-ти и 9-ти этажными домами. Распоряжением Мэра Москвы в сентябре 1991 г. были установлены временные границы муниципальных округов Москвы, в число которых вошел и муниципальный округ
Восточное Дегунино в составе Северного округа.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ТРИБУНА
жителей района
"ВОСТОЧНОЕ ДЕГУНИНО"