Главная Мой сайт Регистрация

Вход

Приветствую Вас Гость | RSSПятница, 07.02.2025, 17:36
Меню сайта

Мини-чат

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Март » 16 » Планировка торгового зала магазина и ее влияние
12:19
 

Планировка торгового зала магазина и ее влияние

СОДЕРЖАНИЕ Введение. 3 1. Основные направления развития торговли на современном этапе. 6 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА № 19 БОРИСОВСКОГО ГОРПИЩЕТОРГА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 13 3. Виды торговых зданий и интерьеров. 15 4. Планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово-технологического процесса. 18 5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале. 23 6. Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест кассиров контролеров 25 7. Торговое оборудование магазина и его характеристика. 28 8. Пути совершенствования устройства и планировки магазина № 19. 31 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33 ЛИТЕРАТУРА.. 36 Торговля Республики Беларусь, как одна из важных отраслей народного хозяйства на пути рыночных преобразований в настоящее время столкнулась с рядом проблем, которые привели эту отрасль в состояние глубокого кризиса. Кризис экономики в РБ затронул все направления деятельности торговых предприятий. Возникшие проблемы в результате различных причин выдвинули предложения о коренной реорганизации отрасли, необходимости реформирования торговли. Кроме того, развитие и образование рыночных механизмов, появление многообразия организационно-правовых форм предприятий торговли, вовлечения в торговлю значительного числа населения республики, развитие конкуренции, необходимость широкого внедрения современного оборудования и новых технологий обусловили потребность в новых подходах к организации и планированию торговых предприятий. Под торговым предприятием понимается самостоятельный хо­зяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфичес­кой организационной структуры с целью удовлетворения потреб­ностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям. Основной целью современного этапа экономических преобразо­ваний, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совер­шенствование законодательной, финансовой налоговой, среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой — требует кар­динального улучшения работы самих предприятий в условиях ры­ночных отношений. Сложность поставленных задач вызывает необходимость всесто­роннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, не совершенствованное по устройству и планированию, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли. Следует учитывать, что коммерческая деятельность разных торговых предприятий имеет ряд характерных особенностей: · ассортимент товаров в значительной степени зависит от харак­тера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его про­фессионального, национального, возрастного состава, покупатель­ной способности, условий труда и быта; · предприятия организационно и торгово-технологически доста­точно автономны и самостоятельны в процессе реализации това­ров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить; · предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; · спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом про­филя деятельности подвержен значительным колебаниям по вре­менам года, дням недели и даже часам суток; · наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей. Очевидно, что торговая деятельность розничного предприятия на современном этапе преобразований в РБ имеет свои национальные особенности, связанные, например, со слабостью экономики, инфляции, несовершенным законодательством и т.д., поэтому готовые рецепты реформирования торговли отсутствуют. Как отмечается в литературе, например, в [7, с. 4] использовать эффективно зарубежный опыт по повышению эффективности работы торгового предприятия, пока не представляется возможным. Различие в экономическом потенциале стран Запада с экономикой России, Беларуси и др. стран, недостаточно сформированных рыночных отношений, неразвитости торговой инфраструктуры, несоответствия законов в этой области не позволяют слепо копировать лучшие достижения стран Запада. Поэтому целью развития торговли в нашей стране является совершенствование и повышение эффективности организации и планирования предприятий торговли с учетом опыта зарубежных стран на основе экономических преобразований, происходящих в РБ. Основная задача торговых предприятий, как оптовых, так и розничных – это максимальное приближение торговой сети к покупателям, обеспечение необходимого ассортимента товаров на торговом предприятии, обеспечение каждому торговому предприятию необходимого объема товарооборота при высокой прибыльности и рентабельности. Достижение этих целей невозможно выполнить без совершенствования устройства и планирования новых торговых предприятий, без их модернизации и реконструкции, без учета новых современных требований, учитывающих спрос покупателя, минимальные потери времени при продаже, высокую культуру обслуживания, без набора всевозможных услуг и т.д. Очевидно, что для этого необходимо, чтобы торговое предприятие розничной торговли, независимо от формы собственности, имело оптимальную планировку своих трудовых площадей, имело современное оборудование, развитую сеть рекламы и т.д. Все вышесказанное подтверждает актуальность и необходимость выбора темы настоящей курсовой работы. В связи с этим основная цель настоящей работы – исследование и анализ организации устройства планирования и оборудования торгового предприятия на примере конкретного магазина - № 19 Борисовского ГПТ, а также наметить основные пути их рационализации. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть ряд взаимосвязанных между собой теоретических и практических вопросов и дать на них соответствующие ответы. Нам необходимо рассмотреть следующие вопросы: 1. Дать определение и раскрыть сущность розничной торговой сети. 2. Выявить основные показатели, характеризующие эффективность работы торгового предприятия и розничной торговой сети. 3. Очертить круг задач и проблем, стоящих перед торговлей Республики Беларусь в настоящее время и наметить основные направления, по которым необходимо реформировать отрасль торговли. 4. Дать характеристику магазину и выполнить краткий анализ его хозяйственной деятельности за 2000/01 гг. 5. Схематично показать устройство и планирование магазина. 6. Показать основные требования, предъявляемые к устройству планирования, оснащению оборудованием современного торгового предприятия розничной торговли. 7. Дать характеристику и показать структуру торговых и неторговых площадей магазина. Показать возможность реконструкции, ремонта и модернизации здания магазина и его площадей. 8. Показать наличие оснащенности данного магазина необходимым технологическим оборудованием. 9. Сопоставить основные характеристики данного магазина с рекомендуемыми параметрами аналогичного магазина в литературе. Отметить основные недостатки и отличия. 10. В заключении сформулировать основные выводы, касающиеся путей и направлений для совершенствования устройства, планирования и оборудования торгового предприятия.

1. Основные направления развития торговли на современном этапе

В [13, с. 257] сказано, что розничная торговая сеть — это совокупность розничных торго­вых предприятий и других торговых единиц, размещенных на опре­деленной территории с целью продажи товаров и обслуживания по­купателей. Функции розничной торговой сети: • закупка товаров; • продажа товаров; • транспортировка; о хранение; • принятие риска; • финансовая деятельность; • информирование рынка, получение информации о рынке; • подсортировка, подработка, приведение к товарному виду. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с ми­нимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого ассор­тимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве. Розничная торговая сеть классифицируется по двум признакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю. По первому признаку розничная торговая сеть разделяется на: • стационарную (магазины); • полустационарную (павильоны, палатки, ларьки, киоски); • передвижную (развозная и разносная). По второму признаку розничная торговая сеть разделяется на: • смешанную (предлагающую продовольственные и непродоволь­ственные товары на одном рабочем месте продавца); • специализированную (торгующую товарами одной или двух-трех групп или комплексов); • узкоспециализированную (специализирующуюся на отдельных группах и видах товаров); • универсальную (торгующую всеми группами или продовольственных или непродовольственных товаров). Показатель качества розничной сети — это: • соотношение предприятий по торговле продовольственными и непродовольственными товарами; • удельный вес специализированных магазинов в общем количе­стве торговых предприятий; • используемые формы продажи и методы обслуживания; • соотношение торговых площадей, используемых для реализа­ции отдельных групп товаров; • продолжительность использования торговой площади в тече­ние дня (режим работы); • соотношение торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях; • удельный вес магазинов, обеспеченных холодильным оборудо­ванием, в том числе предприятий, торгующих скоропортящимися товарами; • средний размер торговой площади одного магазина. Специализация торговой сети — это ограничение деятельности отдельных предприятий по торговле отдельными группами товаров. Типизация торговых предприятий — система мероприятий, на­правленных на отбор технически совершенных и экономически эф­фективных типов магазинов, использующая следующие показате­ли: торговая площадь, товарный ассортимент, форма продажи то­варов. Типизация магазинов позволяет сократить затраты на их строи­тельство, упорядочить ассортимент, обеспечить высокий уровень обслуживания. Розничная торговля по своей сути является предприниматель­ской деятельностью в сфере обмена, связанной с продажей товаров (услуг) конечным потребителям для личного, семейного, домашне­го или коллективного пользования. Это — конечный этап сбыта. Будучи необходимым звеном системы распределения, она обеспе­чивает продвижение товаров от изготовителя до конечного потре­бителя. В условиях рыночной экономики все предприятия должны покупать и продавать, чтобы получать средства для развития хозяйственной деятельности. Экономика производства и потреб­ления — это в то же время и экономика купли-продажи. Посредст­вом розничной продажи получает общественное признание стоимость и потребительная стоимость части общественного продукта. Розничная торговля получает прибыль не от всех актов купли-продажи. Иногда она преследует цель привлечения потребителей и может быть убыточной. Прибыль же в таком случае извлекается в других местах и в другое время. Розничная торговля в основном выполняет следующие функ­ции: закупку товаров, их транспортирование и хранение; приня­тие на себя риска, финансовую деятельность, информирование рынка и получение информации о рынке, подсортировку, под­работку, придание закупленной продукции товарного вида, про­дажу товаров, послепродажное обслуживание покупателей. [9, с. 5] Розничная торговля занимает важное место в системе товаро­движения. Она обеспечивает возможность покупателю с мини­мальной затратой сил и времени приобретать нужные ему товары (услуги) путем выбора из имеющегося ассортимента, недалеко от мест проживания или работы, в удобных для потребления коли­чествах. Интерьер магазинов часто содействует совершению по­купки. Розничная торговля — сложная система, функционирующая в условиях быстро меняющейся социально-экономической среды. Она постоянно учитывает потребности и, желания покупателей, изменения социально-экономической среды, конъюнктуру и обеспе­чивает необходимый ассортимент товаров, дополнительных услуг, удобств. Чтобы хорошо торговать, надо знать, кто покупатель, кто про­изводит товары необходимого качества и по цене, приемлемой для покупателей, а также следует выяснить, какие товары продаются в других магазинах конкурентами. К розничной торговле, наряду с магазинами и другими тор­говыми учреждениями, относятся предприятия питания, сфера обслуживания. Розничный товарооборот — количественный показатель, ха­рактеризующий объем продаж, он выражает экономические отно­шения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы. Продукты, произведенные для реализации, и денежные доходы служат основой розничного товарооборота. Схематично эта взаимосвязь может быть представлена следую­щим образом [9, с. 6].

Рис. 1. С точки зрения системного подхода, розничный товарооборот необходимо рассматривать в трех аспектах; как систему отношений общественного производства; как систему отношений обмена де­нежных доходов населения на товары народного потребления; как систему обратной связи с производством. Объем и тенденции изменения розничного товарооборота в значительной степени характеризуют собой уровень жизни населения страны. Через розничный товарооборот реализуются денежные доходы, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда. Это находит выражение в динамике развития розничного товарооборота и его доли в фонде потребления. Фонд личного потребления, кроме розничного товарооборота, включает натуральное потребление и услуги нетоварного характера, неорга­низованный оборот. Розничный товарооборот находится в тесной взаимосвязи с де­нежным обращением. В нем участвует значительная часть обра­щающихся денег; увеличение или снижение объема реализации товаров народного потребления вызывает соответствующие изменения в поступлении денег в банки. Его развитие отражает народнохозяйственные пропорции между производством и по­треблением, спросом населения и предложением товаров, рознич­ной продажей и денежным обращением. Согласно определению, данному Министерством статистики и анализа Республики Беларусь, розничным товарооборотом действующих предприятий розничной торговли и общественного питания, независимо от форм собственности и вида хозяйственной деятельности, является продажа потребительских товаров населению. В объеме розничного товарооборота учитывается продажа непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях товаров собственного производства, а также закупленных на стороне или полученных в порядке бартерного обмена. В рознич­ный товарооборот включается и продажа по безналичному расче­ту некоторых потребительских товаров организациям, учрежде­ниям и предприятиям, а также продажа продовольственных то­варов организациям социально-культурной сферы для питания обслуживаемого ими контингента населения. Показатели, характеризующие качество розничной торговой сети [13, с. 259]: 1. Плотность торговой сети — количество торговых единиц, при­ходящихся на 10 000 жителей. 2. Обеспеченность населения розничной торговой сетью — торго­вая площадь, приходящаяся на 1000 жителей. 3. Доля полустационарной сети в общем количестве розничной торговой сети. 4. Уровень специализации розничной торговой сети — отноше­ние количества специализированных предприятий торговли к общему количеству предприятий торговли. 5. Общая численность торговых предприятий. 6. Средняя торговая площадь магазина. 7. Соотношение торговой и неторговой площадей магазина. Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности торговыми площадями, что отражается на качестве торгового обслуживания населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно. Нигде не установлена оптимальная норма обеспечен­ности торговыми площадями. Если в странах СНГ обес­печенность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то во многих странах Западной Европы она достигает 600— 1000 м2 и более на 1000 человек. Количественная потреб­ность в торговой сети определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом реа­лизуемых товаров. Поэтому развитие торговой сети осу­ществляется по принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения по­купателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это по сути означает остаточный принцип в развитии сети. В условиях рынка необходимое количество розничной торговой сети будет определяться не товарооборотом и ассортиментом реализуемых товаров, а прежде всего по­требностями населения. В перспективе рост обеспеченности населения торго­выми площадями будет происходить более быстрыми тем­пами за счет значительного расширения источников фи­нансирования развития розничной сети (промышленных, совместных, коллективных и частных предприятий). Одновременно с количественным ростом обеспеченно­сти розничной торговой сетью и числа магазинов проис­ходит процесс укрупнения розничной сети. Измельченность торговой сети является существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения. В мелких магазинах невозможно обеспечить широкий выбор товаров, внедрить прогрессивные формы продажи и обслуживания покупателей, достижения научно-техничес­кого прогресса. Экономические показатели таких магази­нов как при строительстве, так и при эксплуатации, как важнейшим направлением дальнейшего развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение, преж­де всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров. В условиях перехода к рыночным отношениям особую актуальность приобретают вопросы рациональной специ­ализации торговой сети, ее структурного упорядочения. В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. В наибольшей мере требованиям, предъявляе­мым к группе магазинов с универсальным ассортиментом товаров, отвечают универсамы. В непродовольственной торговле происходит увеличе­ние и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за после­дние 10—15 лет значительно обгоняют темпы роста уни­версальной торговой сети. В последние годы широко осу­ществлялись меры по концентрации торговли товарами сложного ассортимента в крупных специализированных магазинах. Однако это направление нельзя рассматривать как абсолютно правильное. В условиях приватизации оно должно сочетаться с необходимостью противодействия монополизму в реализации тех или иных товаров, созда­ния условий для конкуренции в обслуживании покупате­лей. Важным направлением в развитии розничной сети яв­ляется ее размещение. Основная часть магазинов разме­щена в центрах городов. Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом на первых эта­жах жилых домов и в помещениях, встроенно-пристроенных к жилым домам (удельный вес их достигает 60 и бо­лее процентов). Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, создает неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, внедрять средства механи­зации трудоемких процессов. Строительство и эксплуата­ция встроенных и встроенно-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий. Проблема развития и размещения торговой сети еще более усугубляется, когда предприятия торговли, особен­но коммерческие магазины, открываются в зависимости не от потребностей населения, а главным образом от воз­можностей торговой фирмы. Особое внимание должно быть уделено вопросам про­ектирования и реконструкции действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено по проектам, которые не соответствуют требованиям сегод­няшней технологии продажи товаров. Как показано в [16] развитие розничной торговли продовольственными товарами должно идти в следующих направлениях: 1) необходимо увеличивать число малых и средних торговых предприятий; 2) необходимо создавать разнообразные организационные структуры нового типа (добровольные объединения, многомагазинные группы, торговые цепи и т.д.); 3) необходимо организовать региональные оптовые рынки или центры на базе действующих площадей; 4) необходимо создать альтернативные мобильные торгово-посреднические структуры для обслуживания торговых предприятий малого и среднего бизнеса; 5) необходимо в перспективе организовать финансово-торгово-промышленные группы; 6) необходимо создавать новые оптовые склады европейского образца, оснащенных новыми технологиями; 7) необходимо создать единый банк данных, обеспечивающих информацией о товарах, услугах и т.д. В качестве существующих в РБ проблем в розничной торговле можно отметить отсутствие четкой структуры управления торговлей, несовершенство механизма приватизации, а также несовершенство законодательных норм торговой деятельности Для примера проблем в РБ в таблице 1 показана динамика предприятий розничной торговли сети потребительской кооперации за 1997-2000 гг. Данные таблицы говорят о том, что имеет место сокращение всех видов торговой сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной). В силу социальной направленности кооперативной торговли мно­гие ее торговые предприятия являются убыточными, так как реали­зуют преимущественно товары повседневного спроса. Большинство магазинов находятся в сельской местности (79 % в 1998 г.), где огра­ничен контингент обслуживаемого населения. Розничная торговая сеть торговли в настоящее время представляет собой небольшие магазины (90 м2), а также палатки, лотки, киоски и авто­магазины, Небольшая численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных торговых предприятий, ав­томагазинов и магазинов по торговле товарами повседневного спроса. Как отметил в [20, с. 4-6] Волонцевич Е.Ф., одной из причин, сдерживающих продажу товаров в настоящее время является неудовлетворительное товарное обеспечение. За счет импортных поставок продуктов питания в результате по торговле удалось несколько улучшить ситуацию. Таким образом, это очень важная проблема (не только торговая, но и экономическая), тормозящая развитие торговли. Таблица 1 Динамика предприятия розничной торговли сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 1997 – 2000 гг.

Показатели

На 1 января

1997

1998

1999

2000

кол-во, ед.

торг.пло

щадь, м.2

кол-во, ед.

торг.пло

щадь, м.2

кол-во, ед.

торг. пло

щадь, м.2

кол-во, ед.

торг.пло

щадь, м.2

1 . Продовольственные магазины3818320,43825316,13704308,43664305,32. Непродовольственные магазины3272504,22332399,12505365,62010360,473. Смешанные8120536,57917545,08034567,18040568,24. Всего магазинов152151361140731260,2137951241,2137141234,2В том числе в сельской местности12178925,211242848,110954831,610833817,25. Удельный вес магазинов в сельской местности80,068,080,067,379,467,079,066,26. Удельный вес магазинов самообслу­живания74,286,556,252,976,280,760,0__7. Развозная и разносная сеть69—122—136—129—8. Автомагазины и прицепы-магазины472—470—455—444—9. Палатки, киоски1824—1428—1214—1130—10. Всего торговых предприятий17040—15502—15009—14844—

11. Торговая площадь всех магазинов на 1 000 человек обслуживаемого населе­ния, м2

302295278_318

Норматив торговой площади на 1000 жителей, м2

310310310310

12. Средний размер магазина по торго­вой площади, м2

—89,5—89,6—90,0— 90,0

Торговое предприятие «Универсам» № 19 г. Борисова образовано 19 августа 1994 г. решением исполкома Советского района г. Борисова (номер решения городского исполкома г. Борисова – 1 Б 1671-Т). Юридический адрес предприятия: г. Борисов, ул. Ленина, 8. Предприятие занимает здание по названному адресу. Торговое предприятие «Универсам» было акционировано в 1997 г. По состоянию на 01.01.2001 г. численность сотрудников – 86 человек, из них 8 чел. – управленческий персонал. В 1994 году предприятие получило лицензию на торговую и торгово0посредническую деятельности. С этого времени активно занимается коммерческой деятельностью. Кроме государственных предприятий, поставлявших основные товары народного потребления, фирма сотрудничает с более чем 30-ю фирмами торгово- посреднического профиля. Фирма занимается мелкооптовой и мелкорозничной торговлей, что составляет в среднем 2 и 30 % от общего объема товарооборота соответственно. Предприятие постоянно следит за ассортиментом к ка­чеством товара. Торговое предприятие «Универсам» - это рентабельное и платежеспособное предприятие. Однако при постоянном росте товарооборота по сравнению с преды­дущим периодом в сопоставимых ценах наблюдается снижение суммы при­были и уровня рентабельности, что происходит в основном за счет ро­ста издержек, не зависящих от предприятия. Так, за 2 квартал 2001 г. по сравнению с I кварталом товарообо­рот возрос на 19%, а балансовая прибыль снизилась на 2,1%, уро­вень рентабельности - на 0,4, чему способствовал рост издержек по тран­спортным расходам на 22,9 %, зарплате - 7,4, аренде и содержанию зданий - 97,0, расходам на топливо и газ - 94,9, процентов за кредит - 44,7 %. Основные итоги финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия «Универсам» № 19 г. Борисова приведены в таблице 2. Из краткого анализа приведенных в таблице данных следует, что данное предприятие работает в целом эффективно. Основной показатель – прибыль в 2001 г. имеет рост по отношению к отчетному 1 полугодию 2000 года на 8,8 %. Валовой доход от продаж товаров также имеет прирост на 10,6 %. Издержки обращения (затраты) по сравнению с другими показателями выросли на 11,1 % (самый большой прирост), что свидетельствует об увеличении статей затрат на осуществление торговой деятельности. Единственный негативный момент – это отсутствие прироста прибыли от реализации продукции (в % к товарообороту). Остальные показатели также имеют рост в 2001 году по сравнению с предыдущим годом. При более точном анализе финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия, а также динамики товарооборота необходимо учитывать товарооборот за каждый месяц или квартал, чтобы выявить точную динамику и реальную эффективность деятельности данного торгового предприятия. Кроме того, необходимо за базисный год брать не только прошлый год, но и более ранние годы, как это делается на Западе [21, с. 10]. Таблица 2 Итоги финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия «Универсам» № 19 за два последние года

Показатель

2000 год

2001 год

% роста

Товарооборот, млн.руб.18454,0200670108,7Валовой доход, млн.руб.33025,036522,0110,6К товарообороту, %17,818,2102,2Издержки обращения, млн.руб.28814,032015,5111,1К товарообороту, %15,616,0102,5Прибыль от реализации, млн.руб.1337,21454108,8К товарообороту, %0,720,720

Торговая площадь, м2

14401600111,1

Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн.руб.

307,6334,4102,9Численность работников, чел.8486102,3В том числе торгово-оперативный персонал, чел.64640Товарооборот на 1-го работника, млн.руб.219,702333,3106,2Товарооборот на 1-го торгово-оперативного работника, млн.руб.2883,43135,5108,7 Здания, используемые для размещения магазинов, могут быть классифицированы по нескольким признакам. По типу здания магазины могут быть: в составе торговых центров, в специальных отдельно стоящих зданиях, встро­енные, встроенно- пристроенные. Магазины в составе торговых центров обеспечивают наиболее высокий уровень комплексного обслуживания при одновременной 'экономии затрат как при строитель­стве, так и при эксплуатации здания. Специальные отдельно стоящие здания обеспечивают удобную планировку и компоновку помещений, рациональ­ное направление покупательских потоков, возможности для механизации торгово-технологического процесса. Их строительство позволяет избежать ненужных коммуника­ций, характерных для любою жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, изолируются хозяйственные дворы магазинов от жилых домов. Значительная часть магазинов, особенно старой заст­ройки, размещается в первых этажах жилых домов, адми­нистративных зданий или в блоках, пристроенных к мно­гоэтажным жилым домам, где часть помещений магази­на находится на первом этаже жилого дома и в подвале, а другая часть — торговая площадь — вынесена за пределы первого этажа. Эти магазины имеют ограниченные габа­риты (малая ширина и высота), не всегда обеспечивают условия технологического процесса и внедрения прогрес­сивных форм торговли, создают неудобства для прожива­ющих (шум от работы торгового оборудования, транспорт­ных средств, загрязненность территории и т.п.). По капитальности сооружения торговые здания под­разделяются на капитальные (магазины) и облегченного типа (мелкорозничная торговая сеть). По особенностям объемно-планировочных решений торговые здания подразделяются на одно- и многоэтаж­ные, с подвалом или без него. Современные проекты тор­говых зданий, особенно в продовольственной торговле, предусматривающей строительство одноэтажных, отдельно стоящих зданий без подвалов, не требуют средств меха­низации для вертикального перемещения товаров и обес­печивают наилучшие условия для торгово-технологичес-кого процесса. Вместе с тем одноэтажные здания требуют большей территории застройки, что при высоких ставках за аренду земли экономически невыгодно. По размеру торговых площадей торговые здания под­разделяются на мелкие (до 250 м 2), средние (250—1000 м2) и крупные (1000—5000 м2). Современный магазин требует наличия определенных функциональных помещений, которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания поку­пателей, удобства для работников и сохранность товарно- материальных ценностей. Устройство магазина, планиров­ка его помещений и торгово-технологический процесс вза­имосвязаны и взаимообусловлены. Они зависят от товар­ного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от характера работ по подготовке к продаже (перемерива­ние тканей, утюжка одежды, проверка теле- и радиоаппа­ратуры, продажа живой рыбы и т.п.). Между этими группами помещений должна быть над­лежащая взаимосвязь, которая обеспечивала бы рациональ­ную организацию всего технологического процесса. На­пример, вспомогательные помещения должны быть хоро­шо связаны с торговым залом, конторские помещения — с торговым залом и вспомогательными помещениями. По­мещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже не должны быть проходными, их размещение должно соответствовать схеме торгово-технологического процесса. Технологические требования к строительству магази­нов предусматривают прежде всего беспрепятственное дви­жение покупательских потоков, выделение помещений или зон в соответствии со стадиями технологического процес­са, отсутствие перекрещивающихся покупательских пото­ков и обеспечение кратчайших путей движения товаров. Исходя из этого требования в магазине выделяется глав­ная зона — торговая, на долю которой должно приходить­ся 50—80% всей полезной площади торгового предприя­тия. Эргономические требования сводятся к повышению производительности труда торговых работников за счет как применения современных средств механизации и автома­тизации торговых процессов, так и создания комфортных условий для работников магазинов. Выполнение этих тре­бований связано с выделением отдельных помещений бытового характера (душевых, моечных, комнат отдыха и т.п.). В [15, с. 260] перечислены основные требования, предъявляемые к торговым зданиям-магазинам: • технологические — наличие специальных помещений для орга­низации торгового процесса и рационального движения покупатель­ских, товарных потоков; условия для механизации трудоемких опе­раций, обслуживания покупателей с минимальными затратами тру­да и средств; • архитектурно-строительные — использование современных ин­дустриальных методов строительства отдельных помещений; возмож­ность реконструкции и расширения отдельных помещений, нали­чие удобных подходов и подъездов к магазину; • технические — обеспечение необходимых влажности воздуха, температуры, освещенности; • эстетические — оформление и отделка помещений в соответ­ствии с их назначением, современным дизайном; • экономические — эффективность торгового процесса, выбор условий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство, эксплуатацию. Технико-экономические показатели здания магазинов Отношение торговой площади к общей площади магазина: К = SТ/S0, где Sт — торговая площадь; S0 — общая площадь. Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади ма­газина занимает торговая площадь. Чем больше значение этого коэф­фициента, тем эффективнее используется площадь здания магазина. Например, общая площадь АО «Универсам» составляет 1600 м2, а торговая площадь – 600 м2, то: К = 600 / 1600 = 0,38 т.е. торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей, а неторговая площадь — 62%. На основании этого можно сделать вы­вод, что площадь здания магазина используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского помещения. Показатель рациональной расстановки оборудования (эффектив­ности использования торговой площади) — установочный коэффи­циент (Ку), показывающий отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к общей площади торго­вого зала: Ку = Sт.об. / Sт.з., где Sт.о6 — площадь, занятая торговым оборудованием; Sт.з. — общая площадь торгового зала. Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32. Например, торговая площадь универсама составляет 600 м2, а установочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного, немеханического, контейнеров, холодильников и др.) — 20,34 м2. Находим установочный коэффициент: Kv = 20,4/600 = 0,34 Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым оборудованием, а 66% торговой площади — это проходы для покупателей и продавцов, места дополнительного обслужива­ния покупателей, территория для товаропотоков. Материально-техническая база магазина (МТБ) магазина включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки), подъездные пути, кабельные линии, техническое обо­рудование (водоснабжение, канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое оборудование, инструмен­ты и прочий инвентарь [13, с. 261]. Виды зданий магазинов: • встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и нежи­лых помещений); • встроенно-пристроенные: • кооперативного пользования, где подвальное помещение и пер­вый этаж занимает магазин, а второй — предприятия бытового об­служивания; • отдельно стоящие. Факторы, влияющие на размещение розничной торговой сети [13]: • градостроительные — величина города, функциональное зонирование территории, плотность населения, размещение промыш­ленных и иных предприятий, административных, культурных и спортивных учреждений; : • транспортные — направление и интенсивность основных пото­ков движения общественного и индивидуального транспорта; • социальные — возможность уменьшения затрат времени на по­сещение предприятий розничной торговли, доступность высокого уровня обслуживания; • экономические — эффективность капитальных вложений, оп­тимальный уровень их доходности.

4. Планировка торгового зала магазина и ее влияние на организацию торгово-технологического процесса

Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей/ обеспечить рациональную организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории движения людей и товаров. Требования, предъявляемые к планировке магазина [13, с. 262]: • торговые залы должны быть технологически связаны с поме­щениями для подготовки товаров к продаже; • кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть проходными; • приемочные следует располагать вблизи помещений для хране­ния товаров; • помещения для приема, хранения и подготовки товаров к про­даже должны обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал; • планировка магазина должна создавать для покупателей усло­вия беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам магазина для рациональной орга­низации оперативных процессов; • планировка должна обеспечить легкость и простоту соверше­ния покупок, создать максимальную видимость выложенных това­ров и способствовать лучшей обозримости ассортимента, стимули­ровать совершение импульсивных покупок, минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары. Виды технологических планировок торгового зала в зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуе­мых товаров, форм и методов продажи: • линейная — размещение товаров и проходов для покупателей в виде параллельных линий торгового оборудования, перпендикуляр­но линии узла расчета. Используется в основном в магазинах само­обслуживания. Может быть продольной, поперечной, смешанной; • боксовая — торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга. Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок; • смешанная — расстановка оборудования в магазине с исполь­зованием комбинаций линейной и боксовой планировок; • выставочная — размещение крупногабаритных товаров на раз­личном оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при про­даже товаров по образцам; • свободная — расстановка оборудования без определенной гео­метрической системы в соответствии с формой торгового зала. На рис. 2. Показана планировка помещений данного магазина. Рис. 2. Планировка помещений АО «Универсам» 1 — торговый зал; 2 — отдел заказов; 3 — кафетерий; 4 — кла­довая продовольственных товаров; 5 — охлаждаемые каме­ры; 6 — кладовые непродовольственных товаров; 7 — поме­щение для хранения тары; 8 — административно-бытовые помещения; 9 — разгрузочная; 10 — технические помеще­ния; 11 — пункт приема посуды от населения. Из рис. 2 видно, что взаимное расположение основных групп помещений магазина распланировано таким образом, чтобы между ними обеспе­чивалась технологическая связь, способствующая переме­щению товаров кратчайшими путями, исключались пере­сечения движения потоков товаров и покупателей (рис. 2). Кроме того, при планировке должна быть учтена возможность увеличения площади торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь торго­вого зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров. Таким образом, при осуществлении планировки поме­щений магазина необходимо соблюдать следующие основ­ные требования: · разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям для приемки товаров; · помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также тор­говыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании; · помещения для хранения товаров не должны быть про­ходными, их размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к продаже; помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и распо­лагаться на одном уровне; · служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими неторго­выми и торговыми помещениями; · взаимное расположение служебных и бытовых поме­щений определяется их функциями (например, долж­на быть обеспечена связь между помещениями для отдыха и приема пищи); · помещения, входящие в одну функциональную груп­пу, следует, по возможности, объединять (например: мелкие помещения для хранения товаров объединять в одно; в небольших магазинах выделять в помеще­ниях для хранения товаров площадь для их подготов­ки к продаже). В [13, с. 250-260] подробно описаны основные требования, предъявляемые к устройству торгового зала. Рассмотрим их подробнее. Торговый зал — часть торговой площади, на ко­торой осуществляется продажа товаров. Он является ос­новным помещением магазина. Устройство и планировка торгового зала должны соот­ветствовать его функциям и разрабатываться с учетом следующих требований: • обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения покупательских и товарных по­токов; • создания условий для механизации трудоемких про­цессов обслуживания покупателей; • удобного для покупателей размещения входов, выхо­дов, секций (отделов), торгового оборудования; • эффективного использования площади торгового зала при размещении торгового оборудования; • обеспечения рационального размещения и макси­мальной видимости выложенных товаров; • создания условий экономичности и простоты сани­тарного и технического обслуживания. Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала обеспе­чивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими современными методами, как самообслу­живание, продажа товаров по образцам. Это не только способствует соблюдению требований рациональной орга­низации торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного пребывания покупателей в магазине. Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще более эффек­тивной с точки зрения перечисленных выше требований. Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн. Чем боль­ше расстояния между колоннами, тем эффективнее ис­пользуется площадь торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового оборудования. Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6x6, 6x9, 6х12м. При планировке торгового зала важную роль играет пра­вильная организация потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов, расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла. В магазинах самообслуживания вход и выход совмеще­ны и расположены, как правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен против часовой стрелки. Всю площадь торгового зала можно условно разделить на: • установочную площадь; • площадь проходов для покупателей и перемещения товаров; • площадь рабочих мест обслуживающего персонала; • площадь контрольно-кассового узла. Установочная площадь включает в себя площадь, заня­тую торговым оборудованием для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками, стираль­ными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале, а также площадь для проведения денежных расчетов и об­служивания покупателей. В магазинах самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей площади торгового зала. (см. гл. 3) Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту установочной площади (см. главу 3). Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого коли­чества оборудования. Если же значение коэффициента за­вышено (более 0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку недостаточная ширина прохо­дов между оборудованием в таком случае будет препятст­вовать их свободному перемещению. Этот показатель может изме­няться в зависимости от размера магазина (чем больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля устано­вочной площади) и от его специализации. Наряду с рациональным использованием торговой пло­щади под установку оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудова­ния, имеющего большую экспозиционную площадь. Экспозиционная площадь исчисляется как сумма пло­щадей всех горизонтальных, вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на торговом оборудовании в торговом зале. Степень использования площади торгового зала под вы­кладку товаров характеризует коэффициент экспозиционной площади. Его рассчитывают так: Кэксп. = Sэксп. / Sт.з. где Кэксп — коэффициент экспозиционной площади торго­вого зала; Sэксп — экспозиционная площадь магазина, м2; Sт.з. , — площадь торгового зала, м2. Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров оборудования, а также от его га­баритов и количества элементов, увеличивающих экспози­ционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания считается соотноше­ние, 0,7. Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных горок и стеллажей большой высоты может привести к ухудшению обозримости това­ров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруд­нить отбор товаров покупателями. Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала магазина самообслуживания отводит­ся под проходы. Ширина проходов между торговым обору­дованием определяется строительными нормами и прави­лами, однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более широких по сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен навязывающих все зоны торгового зала. Специально оборудованная часть площади торгового за­ла, предназначенная для расчетов с покупателями за това­ры в зонах самообслуживания магазинов, в пределах кото­рой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины, называется контрольно-кассовым узлом. Пло­щадь контрольно-кассового узла включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними, столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не должна превышать 15% площади торгового зала. В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера-кассира должно приходиться до 100м2 площа­ди торгового зала, а в непродовольственных — до 160 м2. При составлении технологической планировки торгового зала большое значение имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного размещения и применения торгового оборудования. В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров и методов про­дажи применяют линейную, боксовую, выставочную и смешанную планировки. По методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового зала, (как в магазине № 9), когда расстановка оборудования и проходы для поку­пателей спланированы в виде параллельных линий, распо­ложенных, как правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей эффективностью использовать его площадь.

5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале

Под размещением товаров понимают систему распо­ложения их на отдельных участках рабочего места но от­личительным ассортиментным признакам (видам, груп­пам, артикулам, размерам, фасонам, сортам). Товары размещают по товарно-отраслевому принци­пу, когда в пределах одного рабочего места (секции) нахо­дятся изделия одной товарной группы, и комплексному, когда на одном этаже, в одной секции, отделе магазина находятся товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих потребности определенных коптит ентов покупателей. За каждым товаром следует закреплять постоянноеместо, покупатели привыкают к этому и легко ориентиру­ются в торговом зале, а работникам магазина это помога­ет контролировать сохранность товаров, следить за пол­нотой ассортимента товаров и своевременно пополнять их запасы. Товары, размещаемые в торговом зале, в зависимости от назначения делят на рабочий, выставочный и резерв­ный запасы. К рабочему запасу относят товары, предназначенные для отпуска покупателям. В магазинах с индивидуальной формой продажи рабочий запас товаров размещают на оборудовании рабочего места продавца и большая часть его скрыта от покупателей. В магазинах самообслужива­ния рабочий запас выложен на оборудовании открыто и покупатели имеют к нему свободный доступ. При торгов­ле по образцам рабочий запас, подготовленный к подаче в торговый зал, находится в помещениях для хранения. Выставочный запас предназначен для информации покупателей об ассортименте имеющихся в продаже това­ров. При индивидуальной форме продажи выставочный запас размещают в витринах и на верхних полках пристен­ного оборудования. В магазинах самообслуживания рабо­чий запас одновременно является и выставочным. При торговле по образцам выставочным запасом являются выставленные в торговом зале образцы товаров. Резервный запас служит для пополнения рабочего за­паса в течение дня. Он создается для бесперебойного об­служивания покупателей. При индивидуальной форме продажи резервный запас хранится на рабочих местах про­давцов в нижних выдвижных ящиках прилавков и при­стенного оборудования, а при самообслуживании — в кла­довых, примыкающих к торговому залу, или на полках, размещенных с тыльной стороны пристенных горок. В магазинах самообслуживания при размещении това­ров необходимо соблюдать следующие правила: в непосредственной близости от входа размещают товары часто­го спроса; с правой стороны, учитывая привычку покупа­телей к правостороннему движению, размещают товары, объем продажи которых хотят увеличить, а с левой сторо­ны (в направлении к выходу) — товары повышенного спро­са. В середине торгового зала размещают товары доста­точного ассортимента. Выкладкой товаров называют способы показа и уклад­ки отдельных видов товаров, посредством которых пока­зывают свойства, цвет, форму и т. п. как каждого вида, так и всего ассортимента предлагаемых товаров. Выклад­ка может быть товарной и декоративной. Товарную вык­ладку применяют при самообслуживании для одновремен­ного показа и отпуска товаров. При декоративной выклад­ке товары располагают в наиболее выгодном для привле­чения внимания покупателей положении. Ее применяют только в рекламных целях. При размещении и выкладке товаров большое значе­ние имеют зоны, в которых расположены полки оборудо­вания. Для осмотра товаров наиболее удобной является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателя (135—160 см от уровня пола). Полки, находящиеся ниже и выше этих пределов, менее удобны для осмотра. Применение того или иного приема выкладки зависит от формы продажи, расцветки, рисунка и других особен­ностей товара. Нельзя применять декоративную выкладку товаров, предназначенных для самостоятельного отбора, так как покупатели, опасаясь нарушить выкладку, неохот­но отбирают такие товары. В непродовольственных мага­зинах самообслуживания товары выкладывают навалом, штабелем, рядами, стопками, подвешиванием. Мелкие галантерейные, канцелярские, хозяйственные и другие товары выкладывают навалом. Этот прием удобен и для покупателей и для работников магазина, так как не требу­ет больших затрат сил и времени на выкладку и позволя- ет более эффективно использовать торговое оборудование. Штабелем, рядами, стопками укладывают ткани, белье, культтовары, посуду, электротовары. Подвешивают тка­ни (образцы), одежду, трикотаж, галстуки. При размещении товаров на оборудовании применяют вертикальный и горизонтальный способы выкладки. Вертикальный способ выкладки предусматривает раз­мещение однородных товаров на всех площадках данной горки по вертикали. Ширина такой выкладки обычно за­нимает не более одной секции (0,9 м). При горизонтальном способе выкладки группу това­ров размещают вдоль оборудования на значительном про­тяжении, занимая одну или две полки. Остальные полки этого оборудования на том же протяжении отводят для выкладки товаров других групп.

Под рабочим местом кассира-контролера понимается часть пло­щади торгового зала, предназначенная для работы одного или нескольких кассиров и оснащенная специальным оборудованием для учета проданных товаров. Организация рабочего места кассира-контролера должна обеспе­чивать наиболее полное использование площади узла расчета, правильный выбор типа оборудования и возмож­ность его рациональной установки. Уровень организации рабочих мест определяется их технической оснащенностью, эффективностью использо­вания оборудования и средств механизации, планировкой. Планировка рабочих мест должна отвечать требованиям эргономики, максимально облегчать труд (снижать физи­ческую нагрузку, сокращать излишние переходы, накло­ны, повороты). При этом должна быть обеспечена высо­кая эффективность труда. Строгий учет и контроль наличных денег, полученных от покупателей за проданные товары, является важным условием сохранности товарно-материальных ценностей, находящихся в магазинах. В настоящее время во всех торговых организациях при­меняется только машинный способ расчетов, который бывает предварительным, одновременным и последую­щим. При предварительном расчете покупки выдают в столе выдачи (на контроле) на основании кассового чека, полученного покупателем в подтверждение уплаты денег за приобретаемый товар. При одновременном расчете по­купатель оплачивает стоимость купленных товаров непос­редственно на рабочем месте продавца и получает вместе с товаром погашенный чек, который сохраняет в качестве документа, необходимого при обмене товара. Этот способ применяется при продаже товаров с о

Просмотров: 878 | Добавил: xacquite | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Март 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный конструктор сайтов - uCoz